Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным встает вопрос направленности способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка. Существующие современные развивающие программы, как правило, реализуют частичные задачи эмоционального развития ребенка, тогда как эффективность воздействий, в первую очередь, обусловлена комплексным воздействием на эмоциональную сферу ребенка в целом. Необходимость интеграции существующих подходов к эмоциональному развитию детей определяет высокий исследовательский потенциал данной проблемы, как в научно-теоретическом, так и в практическом аспектах.
В современной психологии и педагогике проблема эмоционального развития детей по праву признана одной из приоритетных. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина "эмоциональное развитие" в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях.
В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Вся жизнь человека построена на чувствах, ощущениях, эмоциях. Познавая действительность человека, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Эмоции неотделимы от личности, ибо они наиболее характеризуют ее суть, характер, индивидуальность. Эмоции имеют большое значение для человека, ибо они порождают разнообразные реакции психики на объект или ситуацию.
Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием формируются высшие психические функции поведения, личности в целом.
Исследование общих закономерностей эмоционального развития на всех этапах дошкольного возраста значительно углубляет представление механизмов личностного и интеллектуального развития детей.
В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие разъясняется в большой степени с позиции появления новообразований. Важные новообразования создаются в рамках эмоционально-экспрессивного развития; развитие эмоционального взаимодействия с окружающей средой.
Одним из основных направлений процесса эмоционального развития учеными рассматривается формирование восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных состояний.
Проблема развития эмоций в научных исследованиях показана исключительно в свете работ Л.С. Выготского. Современные исследования опираются на работы А.Б. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абромян и т.д., которые уже более 40 лет остаются самыми авторитетными в области изучения эмоций. Ученые выделили единые закономерности развития эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности.
Для построения модели эмоционального развития существенную значимость имеет точка зрения Я.З. Неверович и А.В. Запорожца, согласно которой эмоциональное предвосхищение является важным новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, претерпевающее на протяжении всего дошкольного детства ряд закономерных изменений.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования - развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель курсовой работы - рассмотреть и изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Исследовать общую характеристику эмоций.
2. Изучить особенности развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства.
3. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Практическая значимость. Результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами и родителями этих детей.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; теоретические методы, методы психодиагностики, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов – эмпирические методы.
База исследования: детский сад № 80 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 25 детей 5-6 лет.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25).
ГЛАВА 1. Общая характеристика эмоций детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика эмоций
Согласно словарному определению системы психологических понятий К. К. Платонова, под термином "эмоция" следует понимать особую, ранее сформировавшуюся в филогенезе психики и продолжающую возникать в онтогенезе, форму психического отражения, присущую не только человеку, но и животным, проявляющуюся в субъективных переживаниях и физиологических реакциях; это отражение не явлений, а их объективных отношений к потребностям организма к объекту. Он считает такие понятия, как эмоции, чувства и эмоциональное состояние, взаимозаменяемыми и почти идентичными [20, с.180].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаменко Л. Детям об эмоциях [Текст] / Л. Адаменко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 18-19.
2. Ананьев Б. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Ананьев. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
3. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2018. – №5. – С. 83 – 95.
4. Анохин П.К. Эмоции: Тексты / П.К. Анохин. – М.: Высь, 2012. – 73 с
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 346 с.
6. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений: монография [Текст] / Л. Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 174 с.
7. Додонов Б.И. В мире эмоций [Текст] / Б.И. Додонов. – М: Лыбидь, 2017. – 202 с.
8. Ефремова С. Как помочь ребенку освободиться от негативных эмоций [Текст] / С. Ефремова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 20-21.
9. Изард К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 410 с.
10. Изард К. Психология эмоций: монография [Текст] / К Изард; Пер. с англ. А.Татлыбаева. – СПб.: Питер, 2010. – 460 с.
11. Коврижных Ю. Обогащаем эмоциональную сферу детей [Текст] / Ю. Коврижных, Г. Смольникова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 12-13.
12. Кононко Е. Л. Социально-эмоциональное развитие личности [Текст] / А. Л. Кононко. – К., 2018. – 255 с.
13. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева. – М.: Высь, 2013. – 176 с.
14. Кравец Г. Эмоции и общение [Текст] / Г. Кравец // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 21-23.
15. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения [Текст] / Ю.А. Макаренко. – М.: Гардарики, 2015. – 158 с.
16. Максименко С.Д. Общая психология [Текст] / С.Д. Максименко. – М: Рефл-бук, 2017. – 344 с.
17. Максименко С. Эмоциональное развитие ребенка [Текст] / Сек. Максименко, К. Максименко, А. Плавник. – К. : Микрос – СВС, 2015. – 112 с.
18. Молодушкина И. В. Загадочный мир эмоций. Развитие эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / И. В. Молодушкина. – Х.: Основа, 2011. – 207 с.
19. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А. Е. Ольшанникова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 199 с.
20. Психология [Текст] / Под ред. Г. С. Костюка. – М.: Приват, 2018. – 465 с.
21. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 287 с.
22. Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть [Текст] / А. А. Реан. – М.: АСТ, 2018. – 384 с.
23. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. университета, 2014. – 288 с.
24. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада [Текст] / А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2018.– № 2. – С. 12-19.
25. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика [Текст] / С.Шабанов, А.Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 448 с.